Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Программа развития МБДОУ «Детский сад «Подснежник» городского округа Рефтинский
Уровень образования Дошкольное образование
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения Срок освоения образовательной программы — 6 лет (с 1 года до 7 (8) лет)
Срок действия государственной аккредитации Согласно п.1. ст.33.2. Федерального закона Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация в дошкольных образовательных учреждениях не проводится
Язык, на котором осуществляется образование Образовательная деятельность осуществляется на русском языке
Реализуемые образовательные программы
Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Подснежник»
Адаптированная Образовательная программа дошкольного образования для обучающегося с ОВЗ (с ТНР; с ЗПР)
Календарный план воспитательной работы
Краткая презентация к Основной общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад «Подснежник»;
Аннотация к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ТНР;
Аннотация к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ЗПР;
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Подснежник»;
Календарный учебный график МБДОУ «Детский сад «Подснежник»;
Методические и иные документы
Расписание организованной образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад «Подснежник» 2023-2024 учебный год
Режим дня и распорядок групп в холодный и теплый период МБДОУ «Детский сад «Подснежник» 2023-2024 учебный год
Дополнительные образовательные программы:
- Образовательная программа дополнительного образования по хореографии «Осьминожки»;
- Образовательная программа дополнительного образования «Конструктик»;
- Образовательная программа дополнительного образования «С песенкой по лесенке»;
- Образовательная программа дополнительного образования «Волшебная кисточка»;
- Образовательная программа дополнительного образования «Спортивный калейдоскоп»;
- Образовательная программа дополнительного образования «В мире звуков»
- Образовательная программа дополнительного образования «Easy English»;
- Образовательная программа дополнительного образования «Радужный песок»;
- Образовательная программа дополнительного образования «Размышляй — ка»;
Основная общеобразовательная программа — программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Подснежник»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» в МБДОУ «Детский сад «Подснежник»
разработана «Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Подснежник городского округа Рефтинский».
п.2.13. ФГОС ДО
1) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа
ООП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития
детей с 2-х месяцев до 7-ми лет.
Образовательная программа ДОУ:
— Обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 2-месяцев до 7 лет, в том
числе одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ.
— Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом
рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога — психолога);
— Консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам
воспитания ребенка в семье.
Для одарённых детей.
— Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом
рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога);
— Консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в семье.
Возрастные категории детей.
От 2 месяцев до 1 года — младенческий возраст
От 1 года до 2 лет – ранний возраст
От 2 лет – до 3 лет – ранний возраст
Дошкольный возраст.
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого
возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3).
2) Используемые Примерные программы
Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной
образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
представлены следующие парциальные программы/технологии:
— Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» А.А.Чеменевой, А.Ф.Мельниковой, В.С.Волковой;
— Парциальная программ «Самоцвет» О. А. Трофимова, О. В. Толстикова; — Парциальная программа физического развития детей 1-3 лет «Будь здоров, малыш!» Т.Э.Токаева;
— Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Будь здоров, дошкольник!» Т.Э.Токаева;
— Парциальная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева
3) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями детей
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo — педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском
саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы в работе с семьями воспитанников:
— открытость детского сада для семьи;
— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
— создание единой развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Формы сотрудничества с семьёй
— Консультирование родителей, индивидуальные беседы. Общие и групповые родительские собрания.
— Приобщение родителей к реализации тематического периода.
— Дни открытых дверей, открытые просмотры образовательной деятельности.
— Анкетирование.
— Проведение круглых столов, мастер – классов, тренингов. Совместные с родителями выставки.
— Издательская деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр; стендовая информация; новости на сайте детского сада.
— Размещение ежедневной информации об образовательной деятельности с детьми «Как живёте, ребятишки?».
— Совместная деятельность: проекты, семейная ассамблея, семейный театр.
В компонент ДОУ включены традиционные мероприятия: круглый стол для родителей выпускных групп «Детский сад и школа – два мира одного детства» — 1 раз в год;
— ежегодное социологическое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. С учётом мнения родителей выстраивается стратегия взаимодействия по педагогическому треугольнику.
Исследование социального статуса семей воспитанников.
Исследование социального статуса семей воспитанников проводится ежегодно, в
сентябре и является фундаментом для совершенствования планирования работы с родителями, направленной на личностно ориентированный подход к семьям. Исследования за последние три года позволяют сделать вывод о наметившейся тенденции к увеличению молодых и многодетных семей. Практическое применение данных исследования, позволяет построить гармоничные взаимоотношения в рамках педагогического треугольника: педагог – ребёнок – родитель.
Учебный план
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Подснежник»;
Аннотации к рабочим программам дисциплин
Календарный учебный график
Календарный учебный график МБДОУ «Детский сад «Подснежник»;
Методические и иные документы для обеспечения образовательного процесса
Объем образовательной деятельности
Годовой план работы на 2023—2024 учебный год
Режим образовательной нагрузки
Программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад «Подснежник» «Крепыш»
Планируемые мероприятия в рамках Положения «Дня эколят»
— Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития;
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад «Подснежник» — это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР составлена в соответствии требований основных нормативных документов:
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;
Программа разработана с учетом:
- Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол № 6/17 от 07.12.2017г.
Настоящая адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования разработана для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и речевого развития.
Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, п сихомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписывает организовывать содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной основной образовательной программой (АООП), а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).
АООП – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АООП МБДОУ «Детский сад «Подснежник» разработана самостоятельно с учетом требований ФГОС на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
АООП ЗПР состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, где:
- прописаны основные требования к реализации программы в условиях групп общеразвивающей направленности и групп комбинированной направленности,
- определены количественные и качественные показатели усвоения программы детьми младшего среднего и старшего дошкольного возраста с ЗПР,
- указана специфика организации непрерывной образовательной деятельности и режимных моментов.
Цель АООП ЗПР
Проектирование модели образовательной и коррекционно развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) дошкольного возраста, их социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В АООП ЗПР дана общая модель образовательного процесса в ДОУ, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей детей с ЗПР, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
— социально-коммуникативное развитие; — речевое развитие; — познавательное развитие; — физическое развитие; — художественно-эстетическое развитие.
АООП ЗПР отражает особенности организации образовательной среды:
- специфику предметно-пространственной развивающей
- образовательной среды;
- характер взаимодействия с родителями (законными представителями)
- воспитанников с ЗПР.
Сроки реализации АООП ЗПР
Программа рассчитана на 4 года обучения и охватывает следующие возрастные периоды развития детей:
— первый год обучения – вторая младшая группа, дети 3-4 лет; — второй год обучения – средняя группа, дети 4-5 лет; — третий год обучения – старшая группа, дети 5-6 лет; — четвертый год обучения – подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет.
В Программе содержатся характеристики особенностей психического и физического развития воспитанников с ЗПР в каждом возрастном периоде.
Учебный план на 2023-2024 учебный год
Аннотации к рабочим программам дисциплин
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Методические и иные документы для обеспечения образовательного процесса
Объем образовательной деятельности
Годовой план работы на 2023—2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование на 2023—2024 учебный год
Календарный план воспитательной работы на 2023—2024 учебный год
Режим образовательной нагрузки
Программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад «Подснежник» «Крепыш»
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
Аннотация к адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Программа обеспечивает функцию доступности образования для каждого ребенка вне зависимости от его особенностей. Она обеспечивает становление и социализацию личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на реализацию его потребностей, исходя из индивидуальных особенностей.
Программа составлена с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования составленной на основе программы «От рождения до школы» и примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи Н.В. Нищевой.
Программа предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Цель Программы – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирование слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи, способствование развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:
- создавать условия для усвоения ООП ДОУ для детей с ОВЗ;
- Разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и диагностики;
- обеспечивать эффективность процессов коррекции и социализации детей с ОВЗ в системе образования;
- способствовать овладению воспитанниками практическими нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры; воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- организовать эффективные условия, обеспечивающие механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формировать компоненты устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
- формировать навыки учебной деятельности;
- осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
В содержании Программы предлагается система взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей. Эта система координирует деятельность всех специалистов.
В Программе подробно описаны особенности организации педагогического процесса в работе с детьми с ТНР, а также их социализации с учетом их индивидуальных особенностей и характера заболевания.
Педагогическая направленность работы предполагает развитие игровой, мыслительной деятельности, развитие речи и расширение знаний об общей картине мира, освоение определенных знаний и умений с ориентиром на возрастные особенности детей.
Программа раскрывает возможные формы работы с семьей в условиях дошкольного образования. Роль семьи заключается в системной и целенаправленной помощи ребенку, взаимодействии ее со всеми участниками педагогического процесса.
Программа предполагает развитие познавательной и образовательной деятельности детей с ОВЗ, результаты которой исследуются на основе мониторинга.
Для реализации Программы предполагается наличие условий обучения детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности.
Учебный план
Учебный план на 2023-2024 учебный год
Аннотации к рабочим программам дисциплин
Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Методические и иные документы для обеспечения образовательного процесса
Объем образовательной деятельности
Годовой план работы на 2023—2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование на 2023—2024 учебный год
Календарный план воспитательной работы
Режим образовательной нагрузки
Программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад «Подснежник» «Крепыш»