Познание окружающего мира в летнее время

Мир детства – необычайно увлекателен, интересен и разнообразен! С самых первых шагов ребёнок исследует окружающее его пространство, пытаясь не только удовлетворить своё любопытство: « а, что там, за тем поворотом (в том шкафчике; на той полочке)?», но и тактильно ощутить, охватить взглядом, попробовать на вкус всё, что попадает ему на пути.  Взаимодействуя с предметами и объектами  окружающей среды, малыш получает первый опыт – пока ещё небольшой, но очень важный, помогающий наметить последующие шаги в освоении загадочного, таинственного, возможно даже в чём-то для него, маленького человечка, сказочного мира. И это освоение, как ни в одно другое время года, происходит лучше всего —  летом! Ребёнок: наблюдает, запоминает, воспроизводит действие – за взрослыми. Проявляет интерес и любознательность. Исследует, экспериментирует, определяет, выводит своё умозаключение, при ненавязчивой помощи и поддержке родителей или педагогов, по собственной инициативе — только так маленький человечек становится со временем самостоятельной, уверенной, разносторонне развитой личностью.

Во время прогулки, разглядывая на ветке листья, Дима З. увидел среди зелёных листочков несколько листьев жёлтого цвета и, заметив несоответствие, спросил: «А это что? Осень?». Другой мальчик, Стёпа, ответил: «Нет, это солнышко покрасило, они же жёлтые…». Экскурсии, беседы, наблюдения, сравнения, дидактические игры, рассматривание и обсуждение объектов, предметов, картин и иллюстраций помогают детям в освоении окружающего их мира природы. Именно в  летний период года активизируется игровая деятельность детей. Её организация, как и организация физической культуры, музыкальной деятельности происходит на улице…

Любому ребёнку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите ему «инструменты»: совочек, ведёрко, формочки разного цвета, объёма и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.
Обратите внимание ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребёнку: как сухим песком можно измерить объём разных формочек , бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку,  как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.

Расскажите ему, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда ещё не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
Детям постарше для исследования песка можно дать лупу.Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребёнком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите его внимание на то, что они разной формы и размера. Расскажите, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

       Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего, обратите внимание ребёнка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее). Во-вторых, он тяжёлый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведёрко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твёрдую поверхность, стучат совком по её дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов!
Можно предложить ребёнку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их.

Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребёнок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
В другой раз возьмите с собой на прогулку набор игрушечной посуды, с которой ребёнок сможет поиграть в «Столовую». Юный повар будет готовить обеды из трёх блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.
Может быть, ребёнок организует и другую игру — «Гости»,  в которой одна кукла пригласит на праздничный обед другую. Задача взрослого — подсказать ребёнку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию.
Показывая детям игры с песком, предупредите их, что играть с ним  небезопасно: нужно быть внимательными  и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.

Трёх – четырёхлетние  дети очень  подвижны, активны и это свойственно им! Именно в этом возрасте у малышей проявляется и развивается физическая активность. Стремление к езде на велосипеде способствует развитию координации, умения соблюдать правила дорожного движения. 

Бег, игра с мячом, ползание, прыжки и  многое, многое другое – всё это нужно не только поддерживать, но и развивать дальше, увлекая детей в мир спорта и здорового образа жизни!  Утренняя зарядка, физкультура, подвижные игры, физкультурные минутки, обливания, бег босиком по песку и траве, солнечные «ванны», полезные продукты питания – способствуют укреплению здоровья и заряду положительных эмоций, так необходимых нашим детям!

Воспитатель  Любовь Геннадьевна Свинина

 

Запись опубликована в рубрике Родителям на заметку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *