В мире детской фантазии!

 

Любовь Геннадьевна Свинина, воспитатель

В мире детской фантазии

Сказочно невероятно!

Не разберёшь,

Где вымысел?

И не поймёшь,

Где, правда?

И не ищите по картам,

И не рисуйте схемы.

В эту страну дороги,

Взрослые,

Вам –

Неведомы!

Только лишь дети знают

Код этого мира!

Для них – это  так просто.

Для взрослых – необратимо!

«ДЕ – ТСТ – ВО»!

Л.Г. Свинина

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями. Так что же такое фантазия? Как определить где фантазия, а где ложь?

Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.  Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине. Намеренное искажение истины.

Ситуация  первая.

Девочка Ульяна рисует картину: радуга. Над радугой, в левом верхнем углу,  маленький бледно-розовый круг – это «необычное солнышко»*.  Недалеко от него, по центру листа (так же над радугой), расположен большой яркий розоватый  круг – это «необычный камень»*.  Ребёнок  обозначает название своей картины: «Страна наоборот» и уточняет: «Страна Божья коровка». А дальше… Дальше девочка составляет увлекательный рассказ по, только что нарисованной, картине…

«Страна «Божья коровка»». В ней много цветов. Когда приезжают люди в эту страну, они здороваются с жителями. А жители этой страны все короли и королевы. Тут есть очень большой замок, в котором живёт очень важная королева Розочка. У неё есть дочка и сыночек: Лепесток и Листочек. Там есть ещё много замков, которые окружены разными цветами и  ягодами, из которых делают соки: земляничный, яблочный и даже, огуречный!  Есть разные соки: и из ягод, и из овощей. Потому что у людей есть много грядок, где они выращивают много полезного. И людям помогают пчёлы…

Будет ли данный рассказ являться ложью? Конечно —  нет! Ребёнок пытается передать полученную ранее информацию об окружающем мире, немного приукрасив её сказочными оттенками, своим видением. Ведь это так свойственно детям! Мир взрослых для детей – безлик. Все дети – мечтатели и романтики. Их желание – жить в мире ярких красок и сказочных персонажей. В этом наши желания совпадают. Наверное,  потому, что в душе  я – ребёнок!  Поэтому, в нашей группе приветствуется самостоятельная творческая инициатива детей. С моей стороны как воспитателя исходит лишь предложение ребёнку: «представить» что бы это могло быть (?);  «рассказать» что нарисовал (принёс);  «поделиться» своими впечатлениями и т.д.  Иногда, делясь своими впечатлениями, дети могут перейти и на форму беседы с обсуждением, и на форму дискуссии,  не только задавая вопросы друг другу,  но и  смело высказывая своё мнение. Вот,  например…

Ситуация вторая.

Мальчик Юра принёс в группу камни. Он – настоящий  «исследователь» и «следопыт»! Ещё с вечера, вместе с сестрой Соней, Юра перемыл все камни, высушил их и сложил, какую-то часть в мешок, а какую-то часть – в коробку.  Уже с порога Юра сообщил: «Я сегодня принёс камни. Они такие красивые!». На что я сразу  ответила: «Молодец!» и предложила: «Скорее раздевайся и покажешь нам свои камни, расскажешь о них». По окончании завтрака, мы поставили стол по центру группы, Юра,  разложив на столе камни, начал свой рассказ…

«Все эти камни с «горы». Мы с Соней ходили туда, где много камней. Мы их взяли и принесли домой. Мы с Соней отмыли их. И среди камней нашли прозрачный камень, как смола. Самый большой камень содержит слюду и он блестящий, поэтому их легко найти. Слюда как стекло и легко ломается. Мы с Соней коллекционируем камни. Ребята, а как вы думаете, на что похожи камни?». И  тут дети начали высказывать свои предположения:

v Маша:  «Камень может быть похож на прямоугольник».

v Матвей Ч.: «Похож  на сердце».

v Миша: « Я думаю, что камень похож на прямоугольник».

v Арианна: « На домик».

v Паша: « Камень белый похож на кусочек сахара»…

Конечно,  в нашем посёлке нет гор, есть заброшенный карьер при въезде в город Асбест. И уж  конечно дети не могли пойти туда вечером! Но, как привлекает информация с внесением нотки, пусть не большой, а, всё же, не правды! Конечно, выстраивая свой рассказ в данной форме, ребёнок не ставил перед собой цель — целенаправленно обмануть. Данное приукрашивание нужно было лишь для привлечения внимания. Не стоит за это ругать ребёнка, нужно лишь немного пояснить, дав ребятам  истинное представление  о том, что такое «гора». Все дети уникальны! У каждого из них свой внутренний, глубокий, скрытый от глаз взрослого, мир. Зачастую, фантазируя, дети проявляют и  абстрактное, и логическое мышление. Как,  например…

 

Ситуация третья.

Маша нарисовала красное солнышко с множеством тонких лучей, направленных в разные стороны. С левой стороны от солнышка – группа красных  крестиков – «птиц».  С правой стороны группа фиолетовых крестиков – «птиц». Между ними можно заметить один жёлтый крестик и один зелёный крестик. На мой вопрос: «Маша, что изображено на твоём рисунке?», — девочка  рассказала  удивительную историю…

«Закат солнышка».  Солнце  садится. Оно красное. Птицы красные, солнечные, работают. Фиолетовые, зелёные, жёлтые – спят. А красные летают – укладывают солнышко. Потом украшают звёзды. Когда начинается утро – красные ложатся спать, а фиолетовые, зелёные, жёлтые  начинают работать. Жёлтые птицы  —  будят солнышко. Фиолетовые —  убирают звёзды, а зелёные – выращивают траву».

Мне стало интересно,  и я спросила: «Маша, а почему у тебя все птицы разного цвета?». На что девочка ответила, не много недоумевая: «Так красные – это же цвет заката. Поэтому они укладывают солнышко спать.  Жёлтые  птицы – цвет солнышка. Поэтому они будят солнышко утром.  Фиолетовые – цвет ночи. Поэтому они убирают звёзды с неба. А зелёные – это цвет травы. Поэтому зелёные птицы траву и выращивают!».

Фантазия затрагивает все стороны жизни и продуктивной деятельности детей. А какие удивительные поделки из песка придумывают и создают ребята!

 

 

 

Вот такой он – фантазийный детский мир!

Запись опубликована в рубрике Новости из детского сада. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *