Публикации

Сопровождение и развитие способностей одаренных и талантливых детей в МБДОУ «Детский сад «Подснежник».

В данной статье, мы не будем говорить о понятии «одаренность», это можно найти в любом информационном источнике, будь то словарь или интернет источник. Мы же хотим рассказать о результатах деятельности в данном направлении нашего педагогического коллектива.

Конечно же,  выявление одаренных и талантливых детей в первую очередь — это заказ государства, так как развитие экономической, социальной сферы напрямую зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Одно из основных направлений развития современного образования – поддержка одаренных детей. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».  В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду».

Опираясь на современные тенденции, мы осознали важность организации психолого – педагогических условий для развития способностей воспитанников, с целью улучшения качества процесса образования и развития способностей детей начиная с дошкольного возраста.

Одним из содержательных механизмов в МБДОУ «Детский сад «Подснежник», является  сопровождение одаренных и талантливых детей в рамках «Программы педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых воспитанников», в таких объединениях, как: «Волшебная кисточка», «Юный театрал», «Конструктик», «Спортивный калейдоскоп», «Осьминожки», «С песенкой по лесенке», «Веселый оркестр». Работа ведется в следующих направлениях: мероприятия, направленные на выявление способностей у детей; занятия воспитанников в кружках, объединениях; участие детей в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Инновационная деятельность нашего педагогического коллектива заключается в создании безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей  создание предметно-пространственной среды способствующей развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

Программа дополнительного образования детей «С песенкой по лесенке» направлена на создание условий для проявления ребенком своих творческих способностей и интересов, выявление и развитие одаренных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности. Благодаря пению у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Содержание работы было составлено на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребенка, а именно пения, и наблюдения в самостоятельной деятельности.  Музыкальные  занятия включают в себя валеологические песенки – распевки,  распевки О. Арсеневской, М.Ю. Картушиной.  В разучивании песен применяются ИКТ технология, видео — упражнения по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. В работе над чистотой интонации используем технологию игрового распевания А.А. Евтодьевой, включающие певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса.  На занятиях активно применяются  координационно-подвижные игры. Ценность таких игр заключается в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относиться к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Примеры игр: «Ветер», «Поезд», «Заходите в гости», «Солнечный зайчик».

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Основные задачи артикуляционной гимнастики – выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются певческие навыки, улучшается музыкальная память, речь, внимание. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с детьми, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, пришли к выводу, что система музыкальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих способностях. О результативности данного направления свидетельствуют успешные выступления воспитанников на муниципальных, городских и региональных конкурсах.

Направление дополнительного образования детей по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»  развивает коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирует все психические процессы, развивает художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятия окружающего мира. На начальном этапе стараемся определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение.

Работу в этом направлении выстраиваем с раннего возраста детей, организуя  доступность к тем средствам, которые необходимы для выражения, закрепления и развития творческого опыта, используем театрализованную игру, экспериментирование, а так же  сторителлинг. Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики, если не развивать пальчики и кисти рук сразу, то в дальнейшем ребенку проявить творчество будет очень сложно. Используем приёмы: пальчиковые игры, мотание клубков, мячики с шипами, болтики – шурупы, шишки, упражнения для кистей рук ежедневно включаются в комплекс утренней гимнастики. Первый год обучения — это фундамент всей работы, знакомим с выразительными средствами, с их свойствами и качеством. Далее знакомим воспитанников с работами русских художников (создали альбом с репродукциями), дети знают, что такое портрет, натюрморт, чем отличается живопись от графики. Учим писать пейзажи, изображать предметы далеко и близко, что такое линия горизонта, как смешивать и размывать краски. Работы детей очень яркие и содержательные, неоднократно в детском саду проходили тематические и персональные выставки работ воспитанников.

Конечно не все дети могут ярко выразить творческие способности в изобразительной деятельности, многие ребята проявили себя в устной речи объединения «Юный театрал». Театральная деятельность просто захватила воспитанников, детям очень понравилось выступать. Первое наше выступление — это постановка музыкальной сказки в стихотворной форме «Бычок смоляной бочок».  Вместе с детьми подбирали роли, костюмы, родители смастерили бычка. Перед выступлением продавали билеты за конфеты. Дети были в роли кассиров. Затем последовала постановка кукольного спектакля «Гусенок Петя». Благодаря систематическим занятиям в объединении, дети, которые были замкнутые, раскрылись, перестали бояться публики.

Реализовали проект  «Лукоморье», где знакомились с творчеством А.С. Пушкина,  итогом проекта был литературный вечер, где дети читали стихи, показали музыкальный этюд по сказке «Золотая рыбка». Девочки помогали придумать движения для танца. Это был творческий проект, поэтому дети должны быть творцами, обязательно советовались с детьми и принимали совместные решения по различным организационным и творческим вопросам. Часто применяли  в работе мнемотехнику, на первом этапе мнемодорожки,  затем разрезные картинки, в дальнейшем  использовали схемы. Благодаря схемам быстро запоминали тексты песен, стихи.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, для реализации этой сферы организовано хореографическое объединение «Осьминожки». Программа дополнительного образования детей по хореографии «Осьминожки» направлена на приобщение детей к миру танцевальных движений, развитие индивидуальных качеств личности и коллективных творческих проявлений. В процессе занятий  разучиваются танцы и танцевальные композиции, которые исполняются на различных праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду. Для родителей результаты работы были представлены на открытых занятиях в течение учебного года и ежегодных отчётных концертах в конце учебного года, кроме этого коллектив неоднократно был приглашен в Центр Культуры и Искусства и общеобразовательную школу №15 для участия в праздничных концертах.

Важным стимулом развития талантов является поощрение талантливых детей. За успешные выступления участники коллектива неоднократно получали призовые места, участвуя в конкурсах и фестивалях как на муниципальном уровне («Уральские звёздочки», «Музыкальная жемчужина», «Планета детства», «Эко-колобок»), так и были удостоены побед на международном уровне «Вдохновение» (Санкт-Петербург), «Таланты России» (Москва), «Созвездие талантов» (Москва).

После выпуска из стен детского сада наши воспитанники являются обучающимися детской школы искусств (отделения хореографии, музыкального и театрального отделений), ЦКиИ (хореография), спорткомплекс «Олимп» (гимнастика), Центра молодёжи (лего-конструирование).

Кроме педагога, который сопровождает талантливого ребенка и обеспечивает его развитие, важно участие и поддержка родителей.

Педагоги детского сада сопровождают родителей, повышая их педагогическую компетентность в направлении развития одаренности ребенка, организуют и проводят консультации по темам: «Роль семьи в  формировании личности ребенка»«Что важно знать о своем ребенке» и др. Так же  ведется индивидуальная работа с родителями, ну и, конечно, участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

Успех, внимание, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по нашему мнению, гарантия успеха выбранных нами средств и форм воспитательной работы с детьми.

Муниципальный сборник методических разработок мероприятий в рамках Педагогического форума – 2020 в муниципальных образовательных организациях городского округа Рефтинский

Сборник. Новые практики выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Региональные инновационные площадки Свердловской области.