Любовь Геннадьевна Свинина, воспитатель
В мире детской фантазии
Сказочно невероятно!
Не разберёшь,
Где вымысел?
И не поймёшь,
Где, правда?
И не ищите по картам,
И не рисуйте схемы.
В эту страну дороги,
Взрослые,
Вам –
Неведомы!
Только лишь дети знают
Код этого мира!
Для них – это так просто.
Для взрослых – необратимо!
«ДЕ – ТСТ – ВО»!
Л.Г. Свинина
Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями. Так что же такое фантазия? Как определить где фантазия, а где ложь?
Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине. Намеренное искажение истины.
Ситуация первая.
Девочка Ульяна рисует картину: радуга. Над радугой, в левом верхнем углу, маленький бледно-розовый круг – это «необычное солнышко»*. Недалеко от него, по центру листа (так же над радугой), расположен большой яркий розоватый круг – это «необычный камень»*. Ребёнок обозначает название своей картины: «Страна наоборот» и уточняет: «Страна Божья коровка». А дальше… Дальше девочка составляет увлекательный рассказ по, только что нарисованной, картине…
«Страна «Божья коровка»». В ней много цветов. Когда приезжают люди в эту страну, они здороваются с жителями. А жители этой страны все короли и королевы. Тут есть очень большой замок, в котором живёт очень важная королева Розочка. У неё есть дочка и сыночек: Лепесток и Листочек. Там есть ещё много замков, которые окружены разными цветами и ягодами, из которых делают соки: земляничный, яблочный и даже, огуречный! Есть разные соки: и из ягод, и из овощей. Потому что у людей есть много грядок, где они выращивают много полезного. И людям помогают пчёлы…
Будет ли данный рассказ являться ложью? Конечно — нет! Ребёнок пытается передать полученную ранее информацию об окружающем мире, немного приукрасив её сказочными оттенками, своим видением. Ведь это так свойственно детям! Мир взрослых для детей – безлик. Все дети – мечтатели и романтики. Их желание – жить в мире ярких красок и сказочных персонажей. В этом наши желания совпадают. Наверное, потому, что в душе я – ребёнок! Поэтому, в нашей группе приветствуется самостоятельная творческая инициатива детей. С моей стороны как воспитателя исходит лишь предложение ребёнку: «представить» что бы это могло быть (?); «рассказать» что нарисовал (принёс); «поделиться» своими впечатлениями и т.д. Иногда, делясь своими впечатлениями, дети могут перейти и на форму беседы с обсуждением, и на форму дискуссии, не только задавая вопросы друг другу, но и смело высказывая своё мнение. Вот, например…
Ситуация вторая.
Мальчик Юра принёс в группу камни. Он – настоящий «исследователь» и «следопыт»! Ещё с вечера, вместе с сестрой Соней, Юра перемыл все камни, высушил их и сложил, какую-то часть в мешок, а какую-то часть – в коробку. Уже с порога Юра сообщил: «Я сегодня принёс камни. Они такие красивые!». На что я сразу ответила: «Молодец!» и предложила: «Скорее раздевайся и покажешь нам свои камни, расскажешь о них». По окончании завтрака, мы поставили стол по центру группы, Юра, разложив на столе камни, начал свой рассказ…
«Все эти камни с «горы». Мы с Соней ходили туда, где много камней. Мы их взяли и принесли домой. Мы с Соней отмыли их. И среди камней нашли прозрачный камень, как смола. Самый большой камень содержит слюду и он блестящий, поэтому их легко найти. Слюда как стекло и легко ломается. Мы с Соней коллекционируем камни. Ребята, а как вы думаете, на что похожи камни?». И тут дети начали высказывать свои предположения:
v Маша: «Камень может быть похож на прямоугольник».
v Матвей Ч.: «Похож на сердце».
v Миша: « Я думаю, что камень похож на прямоугольник».
v Арианна: « На домик».
v Паша: « Камень белый похож на кусочек сахара»…
Конечно, в нашем посёлке нет гор, есть заброшенный карьер при въезде в город Асбест. И уж конечно дети не могли пойти туда вечером! Но, как привлекает информация с внесением нотки, пусть не большой, а, всё же, не правды! Конечно, выстраивая свой рассказ в данной форме, ребёнок не ставил перед собой цель — целенаправленно обмануть. Данное приукрашивание нужно было лишь для привлечения внимания. Не стоит за это ругать ребёнка, нужно лишь немного пояснить, дав ребятам истинное представление о том, что такое «гора». Все дети уникальны! У каждого из них свой внутренний, глубокий, скрытый от глаз взрослого, мир. Зачастую, фантазируя, дети проявляют и абстрактное, и логическое мышление. Как, например…
Ситуация третья.
Маша нарисовала красное солнышко с множеством тонких лучей, направленных в разные стороны. С левой стороны от солнышка – группа красных крестиков – «птиц». С правой стороны группа фиолетовых крестиков – «птиц». Между ними можно заметить один жёлтый крестик и один зелёный крестик. На мой вопрос: «Маша, что изображено на твоём рисунке?», — девочка рассказала удивительную историю…
«Закат солнышка». Солнце садится. Оно красное. Птицы красные, солнечные, работают. Фиолетовые, зелёные, жёлтые – спят. А красные летают – укладывают солнышко. Потом украшают звёзды. Когда начинается утро – красные ложатся спать, а фиолетовые, зелёные, жёлтые начинают работать. Жёлтые птицы — будят солнышко. Фиолетовые — убирают звёзды, а зелёные – выращивают траву».
Мне стало интересно, и я спросила: «Маша, а почему у тебя все птицы разного цвета?». На что девочка ответила, не много недоумевая: «Так красные – это же цвет заката. Поэтому они укладывают солнышко спать. Жёлтые птицы – цвет солнышка. Поэтому они будят солнышко утром. Фиолетовые – цвет ночи. Поэтому они убирают звёзды с неба. А зелёные – это цвет травы. Поэтому зелёные птицы траву и выращивают!».
Фантазия затрагивает все стороны жизни и продуктивной деятельности детей. А какие удивительные поделки из песка придумывают и создают ребята!
Вот такой он – фантазийный детский мир!