Детская фантазия — две стороны одной медали

Любовь Геннадьевна Свинина, воспитатель

I сторона — «Фантазия»

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идёт подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети ещё не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании  окружающего мира ребёнку могут близкие люди.  Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребёнок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период малыш познаёт мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того,  чтобы дать хороший «старт» развитию фантазии, есть 3 главных пути:

v Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К  2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.). Именно сказочные образы – это «кирпичики», фундамент фантазии.

v После 1,5 лет предлагайте ребёнку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: «Это будет машина? А это колёсико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р  (крутя колёсико)». Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать весёлым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!

v Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: «Давай мы с тобою побудем кисками». Имитируйте движения кошек, говорите «мяу-мяу». Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на развитие  моторики ребёнка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует её величество  — Игра. Именно в игре у малышей идёт развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.  Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» — настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но всё-таки, чем меньше ребёнок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние  малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьёз испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи словосочетания «как будто».

Ещё один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар. Тостеры,  «газовые плиты» … Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребёнок быстро теряет к ним интерес.

Чего же не хватает ребёнку? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живёт. Для её развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, «железки». То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребёнку, не спросив у него разрешения. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колёс на самом деле «секретная» установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены – малыш помнит о ней, она ждёт своего часа. И не найдя её, будет очень расстроен. Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный «мусор», а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет пределов! Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребёнку в обувной коробке плиту, а в палке – меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся. Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из «бросовых» материалов…

II сторона – «Ложь»

 Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сёстрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ли ребёнок или это просто богатая фантазия…

Что делать, если вы обнаружили, что ребёнок соврал?:

  1. Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Спокойствие, только спокойствие!
  2. Дайте понять, что вы знаете, что ребёнок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  3. Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  4. Дайте ребёнку понять, что даже если он в чём-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврёт и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за  ложь.
  5. Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребёнку в достижении этой цели, но «мирным» путём.
  6. В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определённые вопросы, например: «Ты любишь братика?» (отчаянно ревнующему первенцу).
  7. Помните, что большинство детей проходят через период  лжи, не становясь патологическими лгунами!

Запись опубликована в рубрике Родителям на заметку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *