Мой край родной, моя отчизна

Л.Г. Свинина, воспитатель

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная, 
Наша земля. 
Земля, где я сделал, 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то, 

К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

Г. Ладонщиков.

***

Родина у каждого своя.                                          

С первых шагов до последнего вздоха.    

С первых дорог до последнего взлёта.     

С первых лучей и до заката.                                  

Помни, Родина – это свято!            

Л.Г. Свинина.

Знакомство с родным краем, малой Родиной, начинается с семьи! Ш. Монтескье говорил: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

Мои родители, как и многие родители моих ровесников – дети военных и после военных лет. Они помнят все тяготы  своей страны и своего народа: разруху, голод, болезни, нищету и, вместе с тем, они видели сплочение и единение  людей  — таких разных и не похожих друг на друга, но одинаково настроенных на восстановление  Родины и построение новой мирной жизни! Они, наши любимые родители, очень трудолюбивы, ответственны, дисциплинированны и бережливы. У них особая любовь к земле,  к своей стране и к малой Родине! В нашем доме всегда звучали песни военных лет, просматривались  фильмы , читались и обсуждались, в тесном семейном кругу, книги – на военную или духовно-нравственную тематику. Героизм, мужество и стойкость солдат, всего многострадального народа пробуждали в моём детском сердце гордость и стремление быть хотя бы чуточку на них похожей («Молодая гвардия» А.Фадеев). Возможно поэтому, я очень переживала, что родилась, как мне тогда казалось, «не в своё время» – уж очень хотелось поучаствовать  в военных действиях, совершить какой-нибудь героический поступок, оказать помощь на благо своей страны и своего народа.  Семейные походы в лес, на рыбалку прививали нам с сестрой любовь к родному краю, а поездки на малую родину родителей – любовь ко всей стране!  Минуты единения с природой рождали  в душе восхищение красотой земли, на которой нам посчастливилось жить, а минуты молчания в память о погибших родственниках в годы ВОВ – чувства благодарности и скорби!  Возможно, личный пример наших родителей – их отношение к жизни, к родной земле, к  близким и окружающим людям, повлияли на ту сторону нашего с сестрой воспитания, которая называется – ПАТРИОТИЧЕСКОЙ! (*ПРИМЕЧАНИЕ: словарь Даля: патриот, патриотика – любитель Отечества, ревнитель о благе его; отчизнолюб. Патриотизм – любовь к Отчизне. Словарь Ушакова: патриот – человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.).

В детском саду планируется и осуществляется множество направлений по ознакомлению детей с родным краем, одним из которых  является посещение краеведческих музеев. «К краеведам принято относится снисходительно, и считать их безвредными чудаками. А между тем они собирают по крупицам нашу историю, традиции и воспитывают любовь к своей стране» (К. Паустовский).          9 октября мы с ребятами посетили геолого-краеведческий музей «Кристалл», расположенный в «Центре детского творчества» нашего посёлка. На пороге Центра нас встретил руководитель объединения «Кристалл» Лоскутова Оксана Евгеньевна. Она и стала нашим гидом.

В базовом помещении музея «Кристалл» сформированы экспозиции, каждая из которых представляет особую познавательную ценность и в совокупности определяется одной темой «Урал – опорный край державы».            Экспозиция «Камни Урала» являет собой редкую, ценную коллекцию камней и минералов.        Экспозиции «Это всё мне родное и близкое»,      «Известны всей России» представляют материалы о ведущих предприятиях посёлка – Рефтинской ГРЭС и Рефтинской птицефабрике, о делах и людях.       Дети с восторгом рассматривали все экспозиции, наперебой задавали вопросы, а кто-то успевал с гордостью заявлять о причастности их родителей к двум крупным предприятиям нашего посёлка: «А мой папа (моя мама) там работают!». Юра, мальчик,  проявляющий большой интерес к исследованиям и раскопкам, с удивлением спросил: «А как все эти камни могли попасть в музей? Ведь их же здесь так много!». Тут же, с другой стороны зала,  послышался ещё один вопрос: «А как называется этот камень?»… Любопытство детей тут же «вознаграждалось»  ответами Оксаны Евгеньевны, и в свою очередь она, так же, задавала вопросы ребятам: «Как называется геральдика нашего посёлка? Что изображено и почему?». Некоторые из детей вспомнили, что относится к геральдике и тут же ответили: «Это герб, а это флаг!».  Из музея мы перешли в зал, где располагались аквариумы  с водоплавающими черепахами и рыбами.     

    Беседа была насыщенной и ребята не скрывали своего восторга  от посещения Центра! А впереди нас ждёт не менее интересная  и увлекательная экскурсия вглубь истории зарождения нашего родного посёлка!…

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной  красотой,  предстаёт человеку в детстве, в пору памятных  на всю жизнь впечатлений ребяческой души. И с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна» (А. Твардовский).

 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Ребёнок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего  рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живёт он, его родственники…

Запись опубликована в рубрике Родителям на заметку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *